суббота, 23 апреля 2011 г.

Карусель для героев: Кружение




На заре космонавтики для проверки стойкости человека к перегрузкам планировали использовать карусели. Потом стало ясно, что профессиональные центрифуги – дело серьезное и аттракционами тут не обойтись. В итоге аппаратами для «самой садистской» (выражение Джона Гленна) части космической подготовки занялась тяжелая промышленность
Центрифуга ЦФ-18 в Центре подготовки космонавтов им. Гагарина – настоящий гигант. Находиться рядом сней в абсолютно пустом круглом зале жутковато – размеры подавляют. А ведь кабина центрифуги способна вместить максимум двух испытуемых, зачем же нужно вместе с ними крутить 305 т металла?

«Дело прежде всего в длинном плече аппарата, – рассказывает Вениамин Швецов, начальник отделения центрифуги ЦФ-18. – На радиусе вращения более 16 м доля влияния кориолисова ускорения на вестибулярный аппарат становится незначительной, и человек уже не замечает, что его крутят, ему кажется, что он летит по прямой. Отсутствие ощущения вращения дает возможность представить перегрузки в наиболее чистом виде – так, как они ощущались бы при линейном движении корабля».

Строительство центрифуги с плечом (в виде трубчатой фермы) длиной 18 м потребовало специальных промышленных технологий. Самым интересным узлом аппарата можно без преувеличения назвать огромный опорно-направляющий подшипник скольжения, на котором плечо ЦФ-18 вращается почти бесшумно. «Этот подшипник – настоящее произведение искусства, – рассказывает Швецов. – Фактически центрифуга поставлена на закрытую емкость, в которую с помощью роторных насосов поддавливается масло. При старте центрифуга поднимается на высоту масляной пленки – всего 40 мкм, но этого микроскопического слоя хватает, чтобы обеспечить плавное вращение на высоких скоростях, да еще в весьма экономичном режиме».

Комментариев нет:

Отправить комментарий