суббота, 16 октября 2010 г.

DEMON летящий: Новое слово в воздухе




В сентябре на полигоне в Великобритании прошел испытательный полет беспилотника DEMON. Казалось бы, этим нас сегодня не удивишь – если б не одно обстоятельство. Этот аппарат впервые не использовал для маневров никаких движущихся элементов крыла.
Как обычно маневрируют современные летательные аппараты? С помощью подвижных управляющих аэродинамических поверхностей на руле и/или крыльях – элеронов, элевонов, закрылков и так далее. Это удобный и простой способ управления, но он же во многих случаях является слабым местом самолета – хотя бы в силу того, что требует участия подвижных элементов, подвергающихся особенно высоким нагрузкам на больших скоростях.
DEMON этого не требует: маневрирование он осуществляет, используя отклоняемый вектор тяги своего двигателя в сочетании с особой конструкцией крыльев. В них проходят полые трубки, через которые нагнетается и передается воздух от турбокомпрессора, но не для управления элеронами, а выбрасывается через щели в задней кромке. Дополнительный поток воздуха снижает давление над соответствующим крылом, позволяя аппарату разворачиваться.
Итак, 17 сентября, поднявшись в воздух, DEMON получил команду на блокировку подвижных аэродинамических поверхностей, которые на всякий случай установлены на его крыльях. После этого он блестяще справился с разворотами, изменением высоты, и даже посадкой.
Сам по себе беспилотник решен по аэродинамической схеме "летающее крыло" (Blended Wing-Body), при весе 90 кг и размахе крыльев 2,5 м способен развивать до 280 км/ч. Отсутствие движущихся элементов на внешней поверхности фюзеляжа не только делает аппарат более надежным, но и увеличивает срок его службы, облегчает его ремонт. Хотя некоторые элементы полета он способен брать на себя полностью, не стоит забывать, что DEMON – лишь экспериментальный экземпляр и не полностью автономен.
DEMON стал результатом сотрудничества инженеров корпорации BAE Systems и ученых из десятка университетов Великобритании. Аппарат этот – лишь промежуточный этап в реализации программы по созданию подобных аппаратов FLAVIIR, в которую должно быть вложено без малого 10 млн долларов. Работы по программе должны быть закончены в течение 5 лет, после чего, возможно, и таким полетом беспилотника уже никого не удивишь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий